Расскажите, как музей может стать лучше? Ждём ваших предложений
Развитие транспорта в Яранском уезде и районе.

Развитие транспорта в Яранском уезде и районе.

На ушкуях и беленах.

Из всех современных видов транспорта водный — наиболее древний. Еще новгородские «охочие люди», основавшие в 1374 году город Хлынов (Вятку), пришли сюда на ушкуях — больших ладьях, вмещавших до 30 человек. Размеры ушкуев позволяли перетаскивать их через водоразделы по волокам, которые существовали между бассейнами Вятки, Камы и Северной Двины. В середине 19 века местные мастера научились строить плавучие базы, называемые беленами.  Грузопоъемность их достигала 2,5 — 3 тысяч тонн, длина 75 — 80 метров. Белены не смолили и не красили, а потому, когда они плыли по Вятке, то на фоне зеленых берегов резко выделялись белым цветом, свежевыструганного дерева. Для сплава железа с местных металлургических заводов с конца 18 в. и до середины 30 — х годов 20 столетия ежегодно сооружали несколько десятков коломенол — судов длиной до 42 метров. Они имели двускатную крышу для защиты груза от непогоды. С середины курса стали использовать лот, корпуса коломенол приобрели свойственную современным судам одинаковую ширину носовой и кормовой оконечностей. Лот — это груз из камня или чугуна, опускаемый на прочном канате на дно реки с кормы судна. Движение судов против течения при отсутствии попутного ветра, осуществлялось на веслах, с помощью шестов или на бурлацкой тяге. С прихода в губернский центр камского парохода «Любимый» 11 мая 1855 года началась эпоха парового судоходства на реке Вятке. Она судоходна на протяжении 760 км. — от устья села Мулино Нагорского района. Число пароходовладельцев постепенно росло: в 1868 году на р.Вятке кроме двух пароходов Куклина, плавали по одному пароходуФ.Т.Булычева, яранского купца Д.Д.Якимова и Нолинского К. Валанихина. В это же время начали принимать на борт буксирных пароходов первых пассажиров.

В числе судоходных рек в крае считаются р.Вятка — 970 км. Судоходного участка, Белая Холуница — 80 км., Чепца — 215 км., Великая — 53 км., Молома — 169 км., Пижма — 46 км., Уржумка — 10 км., Кильмезь — 129 км., Кама — 140 км.. Возникновение первого речного флота в крае относится к 70 — 80 годам XIX века. В Яранском уезде водный транспорт не был развит, т. к. р.Ярань не судоходна. Раньше по р.Ярани сплавляли лес.

Обсуждение закрыто.