Расскажите, как музей может стать лучше? Ждём ваших предложений
Развитие транспорта в Яранском уезде и районе.

Развитие транспорта в Яранском уезде и районе.

Автомобильный транспорт.

В 1931 году в Яранске впервые началась перевозка грузов на автомашинах. В 1934 году в городе возник автогужтрест, и с этого же года началась перевозка пассажиров на грузовых машинах. В распоряжении треста появились два первых автобуса и началось регулярное пассажирское движение по линии Яранск — Котельнич, Яранск — Йошкар — Ола. Великая Отечественная война нарушила нашу мирную жизнь. Автомашины и большинство лошадей были мобилизованы для армии. На второй день войны почти весь автомобильный парк города Яранска был мобилизован на фронт. Колонна состояла из 30 машин, здесь были трехтонки ЗИМ — 3 И ЗИС — 3, «Полуторки — ЛА». Были отобраны более опытные водители с исправной техникой. Сборы были недолгими — погрузили в кузова несколько бочек с горючим и отправились в дальнюю дорогу». В сопроводительных документах значился конечный пункт «город Псков».. 446 отдельный тракторный батальон. Когда колонна после восьмидневного перехода прибыла к месту назначения, враг был уже у стен этого древнего русского города. Их пребывание в Пскове было недолгим. Затем им было дано задание перевозить солдат, которые отступали к Ленинграду. Через месяц г. Ленинград был окружен немцами.  Нашим бойцам пришлось пережить блокаду Ленинграда. Для них началась «дорога жизни». В Ленинград по льду Ладожского озера доставляли они продукты, горючее и оружие. Из Ленинграда вывозили раненых, женщин, детей. Среди солдат фронтовой дороги были: Дербенев Павел Александрович, Неверов Аркадий Владимирович, Барышников Иван Александрович, всего 30 человек. Многие из них погибли, защищая Лениград. Это Русинов, Золотов, Смирнов, Малышев и др. Автомашины и большинство лошадей были мобилизованы для армии и колхозы вынуждены были для перевозки грузов иногда использовать быков. С окончанием войны транспорт района с каждым годом улучшался, транспортная контора имела грузовые машины и автобусы. Возникла новая линия трактовых дорог: Яранск — Шахунья, Яранск — Советск, Яранск — Котельнич, Яранск — Оршанка — Йошкар — Ола.

«С 25 мая 1953 года открылась новая линия регулярного автобусного сообщения Яранск — Йошкар — Ола и обратно. Курсировать по этой линии автобусы будут по понедельникам, средам и пятницам. По субботам и воскресеньям по Санчурскому тракту будут курсировать автобусы для обслуживания пассажиров следующих от г.Яранска  до с. Первомайского и обратно…». Но дороги по трактам нашего района очень плохи, а некоторые совсем непроезжие. По тракту Яранск — Котельнич можно проехать только в сухую погоду, тракт Яранск — Кикнур совсем непроезжий. Из — за небольшого участка (800 — 1000 метров) на территории Уртминского сельсовета автомашины из Кикнура в Яранск идут через Санчурск и вместо 45 км. Делают по 110 км. По тракту Яранск — Санчурск машины вместо нормальных 3 — 4 часов на рейс тратят 12 — 15 часов. «Знамя коммунизма» от 17 мая 1953 года.

1959 год вошел в историю как значительный. С 1 января этого года по улицам Яранска открылось автобусное сообщение протяженностью два километра. Маршрут начинался на ремонтно — механическом заводе и оканчивался в скотооткормочном совхозе. В базарные дни совершались рейсы в м.Знаменку. Тогда же было закончено каменное покрытие улиц Свободы и Яранской (Радина).

«На улицах нашего города появились необычные для яраничей аншлаги «Остановка автобуса». Открытие автобусного движения в городе население встретило с большим одобрением. Его услугами пользуются рабочие и служащие спиртового завода, мастерской капитального ремонта, ремонтно — технической мастерской, совхоза «Скотооткорм» и многие другие. Теперь им не нужно выходить на работу за час до начала смены. На линии работают два автобуса». «Знамя коммунизма» 1959г.

С 1969 года открылось автобусное движение «Киров — Яранск». «До последнего времени жители г.Яранска не имели прямого автобусного сообщения с областным центром. С 1апреля нынешнего года для удобства пассажиров открылось прямое автобусное сообщение Киров — Яранск. На этом маршруте будут курсировать автобусы Львовского автозавода марки ЛАЗ — 697 (Турист). На всем пути следования будут две остановки в Котельниче полчаса и в Туже 15 минут. Автобус марки ЛАЗ — 697 предназначен специально для междугородных скоростных рейсов.его вместимость 33 человека. Салон машины оборудован комфортабельными мягкими откидными сиденьями. Радио, журнали и газеты помогут пассажирам приятно провести время шестичасового путешествия, а стюардесса предложит желающим прохладительные напитки». «Знамя коммунизма» 03 апреля 1969г.

В 70 — 80 годы были заасфальтированы дороги Яранск — Котельнич, Яранск — Шахунья, Яранск — Советск — Киров. Общая протяженность автомагистральных дорог в районе, 285 км. (не включая город),  асфальт (бетонное покрытие 240,7км., Яранск — Тужа — 1979г., Яранск — Шахунья — 1983г., Яранск — Советск — 1989г., Яранск — Йошкар — Ола — 1999г.

21 октября 1999г. Закончилось строительство и асфальтирование дороги федерального значения Яранск — Йошкар — Ола.

В рекордно короткие сроки за июнь — июль дорожники вывезли в отвал 40тыс. Тонн негодной земли и столько же завезли новой, уложили песчаное основание, а к 12 октября — щебеночное. Работы велись на 11 км. 250м. В дорожном строительстве участвовали десятки единиц техники: экскаваторы, погрузчики, катки, скреперы, асфальтоукладчики, 160 большегрузных автомобиля. Асфальт по 300 — 400т. В сутки производили два завода: ДУ — 45 и ПМК. Работать начаинали в 4 утра. Обедали на дороге. Асфальт уложен на щебеночное покрытие (8 см. толщина асфальта). 10 см. два слоя. 25 октября 1999 года строительство дороги закончено.

Название главной автотранспортной конторы изменялось: авторота, АТП, автоколонна, автотранспортное оъединение, ПАТО. ПАТО — это производственное автотранспортное объединение самое крупное предприятие в нашем районе. Мощные КАМАЗы из нашего города можно было встретить во многих уголках России и за ее пределами а комфортабельные автобусы ежедневно курсируют по десяткам дальних и ближних маршрутов. Яранское ПАТО — это 450 работающих 200 большегрузных автомашин, 50 современных вместительных автобусов. В объединение входят подразделения других районов Кикнурского и Тужинского.

Автостанция.

Автостанция — это временное пристанище людей, это островок между домом и встречами. Уже в 5 часов утра здесь оживление. Первые рейсовые автобусы отправляются в Салобеляк, Верхоуслино, Никулята, Пушкино, Первомайск, Котельнич. Работники автостанции обслуживают ежедневно 7 междугородных и 12 пригородных маршрутов. Весь штат работников автостанции 38 человек, 17 кондукторов. Здание автостанции построено 1970 году. По городу курсируют три автобуса: один автобус I маршрута «Соколы — ПАТО», два автобуса II маршрута Соколы — Спиртзавод».

Обсуждение закрыто.