Расскажите, как музей может стать лучше? Ждём ваших предложений
Электрификация Яранского уезда, района.

Электрификация Яранского уезда, района.

          В связи с постройкой водонапорной башни в 1912 году там была установлена небольшая динамо-машина, которая давала ток Земской управе и возможно некоторым купеческим домам. Мощность этой электростанции была только 40 киловатт. Уличное освещение производилось при помощи керосино-калильных фонарей. А до них были просто керосиновые фонари. Такие фонари были у купеческих магазинов и государственных учреждений. На промышленных предприятиях города электричество было на водочном заводе, когда он был пущен в эксплуатацию в 1911-1914 гг. На других предприятиях было ламповое освещение. Городская электростанция была оборудована в годы революции. До революции это здание являлось богадельной, при которой находилась церковь. Здание церкви было переоборудовано под электростанцию в 20-х годах.

         Вот, что говорится о строительстве новой электростанции в газете «Крестьянин-коммунист» от 02 февраля 1923 года:

«Постройка новой электростанции».

         В данный момент по Яранской электростанции, вновь строящейся выполнено 90% строительных работ. Остались только мелкие работы, вроде малярных, мелких столярных и слесарных. Большая часть материалов для этих работ имеется. Механические работы подходят к концу. Двигатель, за исключением очень немногих частей, собран, установка газогенератора кончена, установлена и динамо-машина, приспособлено место для распределительной доски. Можно предполагать, что через месяц машина будет собрана полностью, кроме воздушного баллона, который делается в Сормове и магнето, которое должен привезти уполномоченный строительной комиссии из Петрограда. Проект постройки электростанции утвержден техническим Советом при Губотделе труда.

        УЭКОсо, рассмотрев доклад строительной комиссии и дополнительные сметы, ассигновало на окончательное оборудование станции 2569 пудов хлебом и деньгами 1 750 000 рублей.

        Строительной комиссии предложено форсировать работу и принять все меры к скорейшему окончанию сооружения оборудования электростанции.

        А пущена в ход электростанция 25 ноября 1923 года. Эта первая электростанция освещала вначале город, затем ее мощность увеличилась, электростанция стала давать ток для ближних деревень: Лагуновки, Борка и Большого Поля. Надо отметить, что ток в то время использовался только для освещения. Промышленного тока не было, так как мощность электростанции была очень мала, порядка 160 лошадиных сил, а затем 250 л.с. В 1923-1924 гг. Было получено 37315 Квт/час энергии от электростанции. Всем оборудованием и пуском электростанции занимался механик Павел Григорьевич Зубарев, который умер в 1969 году.

         Газогенераторный двигатель немецкой фирмы OTTO – DEYS был куплен в г. Вятке на обмен льно-продукции на прядильной фабрике, на которой этот двигатель был законсервирован. В результате развития промышленности в городе и районе предприятия стали создавать свои небольшие электростанции т. к. городская электростанция не могла обеспечить энергией все промышленные предприятия, например: серповая фабрика, спиртовый завод, ремесленная школа, кинотеатр, почта, больница. В больнице установка и оборудование электростанции производились при содействии Федора Андреевича Коновалова. Электростанции промышленного типа  были на механическом заводе и на инкубаторной станции.

         Первая гидроэлектростанция небольшой мощности в 25 КВТ была построена в д. Щеглы, которая давала ток в д. Щеглы, Большой и Малый Груздовник, Кожи. Она была построена в 1948 году на р. Ярани, позднее была построена гидроэлектростанция в селе Пачи и Устьянская.

В 1931 году был построен Знаменский льнозавод, который был электрифицирован несколько позднее. В м. Знаменка была в то время небольшая электростанция, которая в основном освещала техникум.

          С 1930 года организовались МТС, на которых устанавливались для собственных нужд мелкие электростанции. Стоимость энергии в то время была 8 копеек за КВТ-час.

Во время Великой Отечественной войны городская электростанция работала с большими перебоями, ввиду недостатка топлива и отсутствия транспорта. Электроэнергия давалась с перебоями и только в вечернее время, до 24 часов.

После Великой Отечественной войны мощность городской электростанции возросла до 400 лошадиных сил. На электростанции был поставлен локомобиль финского производства и затем был установлен двигатель чехословацкой фирмы. Потребность электроэнергии быстро возрастала, а городская электростанция не могла обеспечить электроэнергией даже город. Мелкие электростанции были нерентабельны и маломощны, и их установка требовала больших затрат.

          С первого января 1964 года была введена в эксплуатацию высоковольтная линия, которая идет из города Кирова через Котельнич и Арбаж. По этой линии идет ток 11 000 вольт. Потребляемая мощность в то время составляла 2500 киловатт. Городская подстанция была построена в 1963 году.

Обсуждение закрыто.