Расскажите, как музей может стать лучше? Ждём ваших предложений
Евгений Васильевич Лопаткин: «Самое главное — заинтересовать учащихся!».

Евгений Васильевич Лопаткин: «Самое главное — заинтересовать учащихся!».

Сегодня мы находимся в гостях у легендарного учителя физики Лопаткина Евгения Васильевича. Его педагогический стаж 49 лет. Отличник народного просвещения, Заслуженный учитель школы РФ, Почетный гражданин города Яранска, Лауреат Премии Губернатора Кировской области за большой личный вклад в развитие системы образования Яранского района занесен в Книгу Почета муниципального образования Яранский муниципальный район Кировской области. Во главу угла Евгений Васильевич всегда ставит интерес к своему предмету и на простых примерах объясняет самые сложные физические явления.

— Евгений Васильевич, расскажите о своем трудовом пути. Что привело Вас в профессию?

— Мой трудовой путь начался в 1955 году. После школы я был принят старшим пионервожатым в детский дом. После года работы поступил на военный завод имени Лепсе, которому отдал 5 лет. Уже тогда я твёрдо решил, что буду поступать в педагогический. И вскоре стал студентом Кировского педагогического института имени Владимира Ильича Ленина. Нас поступало 50 юношей, все поступили и все 50 закончили. На индустриально-педагогическом факультете преподавали труд и физику. В 1961 году после окончания вуза меня направили работать в Кикнур, где я задержался всего на 2 недели. Вернулся в родной Яранск и устроился в школу-интернат.

Благодаря директору Савиных Анатолию Васильевичу я проработал там 17 лет: преподавал труд, физику, а затем в течение 5 лет возглавлял педагогический коллектив. А затем в качестве учителя физики отдал Государственной школе 36 лет.

— Считаете ли Вы, что уже были готовы стать учителем после окончания педагогического института?

— В профессиональном становлении мне очень помогла школа-интернат. Почему? Потому что там были дети из малообеспеченных семей со всех районов, это Санчурск, Кикнур, Тужа, Пижанка, Советск. Ребята очень хорошо занимались на уроках, внимательно слушали учителей. Там я и вырос как учитель физики.

— То есть они дали Вам возможность поверить в себя?

— Это верно! Не было бы таких детей – не было бы у меня и роста. Думаю, когда преподаёшь детям, нужен какой-то особый подход, тем более в физике. Физика — непростой предмет. Как дать материал, чтобы дети его запомнили? Его нужно упростить, перевести на язык учеников. Начинать изучать физику лучше с 7 класса, и очень хорошо, если будешь вести их до до 11 класса.

Самое главное — заинтересовать учащихся. Физика без опытов – это не физика. Вот для примера один из них: берётся наклонная плоскость, и тело конической формы с обеих сторон. Это тело ставим на наклонную плоскость, оно движется вверх. Почему тело движется вверх – непонятно. Санки вверх не пойдут, а тут тело само движется. Оказывается, когда тело поднимается, центр тяжести опускается, за счёт центра тяжести тело и поднимается. Хотя, конечно, на самом деле тело движется вверх, а не вниз.

А самое интересное — техническое проектирование, моделирование. В государственной школе учениками изготовлено около 40 самодельных приборов. На этих приборах можно очень понятно объяснить физические явления.

— Какие успехи у Ваших воспитанников?

— В советское время наши ученики привозили из области дипломы второй и третьей степеней. Но это было в то время, когда ребята не пользовались телефонами, сейчас они их очень отвлекают от учёбы. В интернете можно найти решение почти любой задачи, потому дети меньше занимаются.

Но и сейчас наши звёздочки бесплатно поступают в высшие учебные заведения. Те, кто сдаёт ЕГЭ по физике, становятся студентами университетов в Петербурге, Казани и других городов. И после окончания престижных вузов яраничи хорошо устраиваются на работу, получают хорошую заработную плату.

— Важна ли физика сегодня?

— Иногда спрашивают: «Ну зачем физику учить?». Давайте возьмём простой пример. Когда в 1889 году в Париже была техническая выставка, Никола Тесла подъехал на автомобиле, который ехал на бензине. Затем он снял все провода с двигателя, фактически отключил его, и поставил маленькую коробочку. И с этой коробочкой он проехал 300 километров без заправки. Подъехав к выставке, он убрал коробочку и положил в карман. Что было в этой коробочке, до нас не дошло. Но мы знаем, что уже в то время можно было не применять бензин. Так нужна ли нам физика?

— Евгений Васильевич, большое Вам спасибо за интересную беседу. Благодаря именно таким учителям как Вы, мы учим физику, изобретаем и упрощаем жизнь всему человечеству.

 

Подготовил Артём Ямщиков,

заведующий отделом НПР Яранского краеведческого музея.

Смотрите видео интервью:

Обсуждение закрыто.