Расскажите, как музей может стать лучше? Ждём ваших предложений
Встреча с логопедами, Речевое развитие, Говорим правильно. Мария Тушенцова и Екатерина Кошкина.

Встреча с логопедами, Речевое развитие, Говорим правильно. Мария Тушенцова и Екатерина Кошкина.

Уважаемые читатели! Сегодня мы хотим представить вашему вниманию материал Артёма Ямщикова, посвящённый актуальным проблемам речевого развития детей. В этот раз заведующий отделом научно-просветительной работы Яранского краеведческого музея побывал в логоклубе «Енот» и побеседовал с логопедами Марией Тушенцовой и Екатериной Кошкиной.

 – Мария, Екатерина, расскажите немного о себе и о своей работе?

Екатерина: Опыт моей работы в логопедии более 13 лет. На данный момент больше занимаюсь с детьми раннего возраста и с детьми с тяжёлыми нарушениями речи. Работать с детьми с особенностями развития начала в 2011 году, когда в детском саду «Малышка» открылось структурное подразделение «Лекотека». Сейчас являюсь логопедом Яранской центральной районной больницы и логоклуба «Енот».

Мария: Практиковать постановку звуков я начала с первого курса магистратуры, в 2018 году. В этом меня поддержали коллеги-логопеды. Было понятно, что только университетских знаний недостаточно. Логопедия — наука, которая активно развивается. Поэтому и сейчас мы проходим разные вебинары, стажировки, курсы, активно обмениваемся опытом работы с коллегами не только из Яранска, но и по всей России. Я работаю с детьми от 5 лет, занимаюсь постановкой звуков и коррекцией специфических нарушений письменной речи у младших школьников.

– Вы открыли логопедический кабинет, пользуется ли он спросом?

Екатерина: Мы открылись 1 августа 2022 года. На сегодняшний день нами обследовано более девяти десятков детей, большая часть из них остались на коррекцию. Ребят с нарушениями речи много. У нас есть очередь на занятия. Спрос на услуги логопедов, определенно, имеется.

Мария: Добавлю, что помимо детей, с которыми долго работаем, есть те, которых мы уже выпустили. Не так давно отмечали «Полгодика Енотику», на тот момент уже было 27 выпускников. Считаем это хорошим достижением. Мы заинтересованы в успехах своих подопечных, хотим, чтобы они быстрее вышли уже скорректированными.

– Почему детей с нарушениями речи становится больше? Когда нужно обращаться к логопеду?

Мария: Представьте формирование речи в виде детской пирамидки с колечками, где речь — верхушка. Для того чтобы появилась речь, нужно чтобы каждое колечко пирамидки было отстроено.

Екатерина: Начнём со здоровья и неврологии. Это основа развития. Если здесь есть какая-то проблема, то развитие ребёнка может пойти с нарушениями. Поэтому если родитель заметил у сына или дочери речевое нарушение, то первым специалистом, к которому он должен обратиться, это не логопед, а врач. Именно он определит причину нарушения речи, назначит медикаментозное лечение, если потребуется. Только после этого нужно обратиться к логопеду.

На практике мы часто сталкиваемся с тем, что родители не обращались к врачам. Тогда во время диагностики мы можем подсказать им, какого специалиста нужно посетить, например, невролога, детского психиатра, сурдолога, стоматолога, ортодонта.

Следующее, на что стоит обратить внимание, — общее физическое развитие. Если ребёнок сидит дома, физически не активен, мало гуляет — это может отразиться на его речевом развитии. Во время физической активности развиваются проприоцептивная и вестибулярная системы, которые важны для своевременного и правильного речевого развития. Сначала формируется общая моторика, потом ручной праксис и после самая тонкая дифференцированная моторика — артикуляционная.

Мария: Прямое отношение к формированию правильной речи имеет сенсорное развитие. Оно включает воздействие на органы чувств — слух, зрение, вкус, обоняние, тактильные ощущения. Все они должны развиваться и быть физически сохранны. Часто можно наблюдать ситуации, когда родители говорят: «Не ходи туда, это не трогай, там грязно…» Дети, наоборот, должны ковыряться, трогать камни, всё щупать на улице. Это нормально. Малыш обязательно должен получать различный тактильный опыт.

Дальше. Моторика и артикуляция. Сегодня нарушения артикуляции — самые распространенные у детей. Они проявляются в недостаточной подвижности языка, губ, щёк. Дети говорят невнятно, как будто с кашей во рту.

Екатерина: Важны также восприятие и понимание речи. Чтобы появилась активная речь, необходимо понимать собеседника. Есть много детей с нарушением слухового восприятия: ребёнок физиологически слышит, но информация плохо обрабатывается в головном мозге. Таких ребят легко распознать, они повторяют или имитируют речь другого человека. Например, вы спрашиваете: «Как тебя зовут?», он отвечает: «Как тебя зовут?». Или вы: «Сколько тебе лет?», а он: «Сколько тебе лет?». То есть дети говорят, но не понимают, что просто отражают то, что сказал собеседник. При отсутствии понимания речи полноценная диалогическая речь активно развиваться не может.

Мария: Следующий фактор — социальное окружение. Если родители мало общаются с ребёнком, разрешают ему постоянно смотреть телевизор или сидеть в телефоне, то развитие речи может замедляться из-за недостаточного коммуникативного опыта.

Екатерина: Некоторые родители, когда приходят на диагностику, говорят: «Он у меня такой молодец, на YouTube может всё что угодно найти, всё посмотреть». Прекрасно! Но это не характеристика речевого развития ребёнка. Уметь пользоваться гаджетами неплохо, но как раз это может стать причиной отставания в речевом развитии.

Мария: Один из важных факторов развития речи — мотивация, желание говорить. Существует два варианта. Первый — когда родители понимают детей без слов. Ребёнок думает: «Зачем я буду говорить, меня и так понимают», — и показывает пальцем. Родители: «О, он хочет яблоко!», — и дают яблоко. Лучше лишний раз промолчать, переспросить ребёнка, чтобы он попытался выразить мысль словами. Второй вариант — когда причина отсутствия мотивации к речи у ребёнка неврологическая. Это уже про аутизм.

Екатерина: Только после всего вышеперечисленного можно говорить непосредственно о речи. Перечислим основные маркеры речевого развития по возрастам.

В год ребёнок должен говорить 10 слов. Это лепетные слова (мама, папа, баба, деда) и звукоподражательные (би-би, гав-гав, ням-ням).

В 2 года ребёнок говорит простые фразы, например, «мама, дай», «мама, пойдём гулять». Если в этом возрасте фраз нет, то это срочный повод обратиться к логопеду. Не нужно ждать трёх лет. Раньше говорили: «Подождите, он заговорит». Важно уже в этот момент определить, по какой причине у ребёнка задерживается развитие. Чем раньше будут выявлены проблемы и начата коррекция, тем быстрее ребёнок сможет догнать нормотипичного сверстника без серьёзных проблем в дальнейшем.

Мария: В 3 года речь должна быть понятной. Если ребёнок говорит невнятно, сокращает количество слогов в словах (например, произносит не «молоко», а «око») или искажает звуки — обращайтесь к логопеду. При нормальном речевом развитии у ребёнка трёх лет появляются свистящие звуки [с], [с’], [з], [з’]. К четырём годам добавляется звук [ц] и шипящие [ж], [ш], [щ], а к 5–5,5 годам — звуки [р], [р’], [л], [л’] и [ч].

Если ребёнок левша или амбидекстр (способен одинаково владеть обеими руками), то у него эти звуки, возможно, встанут чуть позже — к 6 годам. Межзубное и горловое произношение звуков — также повод в любом возрасте сразу обратиться к специалисту. Если есть сомнения, то лучше проконсультироваться.

Подводя итог, могу сказать, что нет какого-то определённого периода, возраста, в который наиболее благоприятно идти к логопеду. Если считаете, что есть проблемы, — проверьтесь.

– С какими речевыми проблемами к вам чаще всего обращаются?

Екатерина: Неговорящий ребёнок. Это одна из актуальных проблем, с которой к нам обращаются родители детей в возрасте от 2 до 4 лет. В нашем клубе уже есть выпускники курса запуска речи, которые пришли молчунами, а ушли говорящими. Кроме того, часто обращаются за постановкой звуков.

– Как долго длится коррекция?

Мария: Чудес не бывает. Чтобы поставить и ввести один звук в речь с нуля, требуется около трёх месяцев. Иногда получается сделать это быстрее, всё зависит от индивидуальных возможностей ребёнка. Бывают и осложнённые случаи — там времени требуется больше.

– Есть ли способ самостоятельно проверить качество речи ребёнка?

Екатерина: Есть пара фраз, которые раньше использовали логопеды в детских садах для быстрого выявления дефектов. Первая фраза: «Бабушка связала своей любимой внучке шерстяные носочки», вторая — «Милиционер Валера стоит около железнодорожного вокзала». Если ребёнок справляется с произношением всех звуков в этих фразах, можно считать, что у него всё в порядке.

– Обмениваетесь ли вы опытом с другими логопедами нашего города? Если да, то как это происходит?

Мария: Как только открыли логоклуб, это была самая первая наша идея. Мы открыты к общению, готовы делиться своими наработками, слушать коллег. Раз в месяц стараемся организовать логоланч. Это такой обед, когда мы приходим и делимся какими-то новыми находками, методами, приёмами, наработками.

– Как клуб будет развиваться в ближайший год?

Екатерина: В городе не хватает дефектолога. Дефектолог помогает детям с тяжёлыми нарушениями развития, когда отстраивается не только речь, но и мышление, восприятие, память, внимание. Я планирую развивать себя в этом направлении и, возможно, в нашем логоклубе откроется новое направление «дефектология».

Мария: Сейчас занимаюсь развитием нашей группы в соцсети «ВКонтакте», планирую рассказывать и показывать родителям идеи для занятий с детьми дома. Также мне нравится создавать игровые пособия для автоматизации звуков. Ещё планирую развиваться в игровой логопедии. Всё это очень интересно.

– Что ещё вы хотели бы сказать нашим читателям в завершение беседы?

Екатерина: Обращаюсь, прежде всего, к родителям. Если сомневаетесь в том, что речевое развитие вашего ребёнка идёт по плану, не затягивайте, запишитесь на первичную консультацию к логопеду.

Мария: Помимо детей ещё есть взрослые, подростки, которые плохо говорят. Многие хотят стать блогерами, а для этого нужно говорить красиво. Исправить речь можно в любом возрасте. Не стесняйтесь — обращайтесь!

 

Беседовал Артём Ямщиков,

заведующий отделом научно-просветительной работы Яранского краеведческого музея.

Смотреть видео интервью:

Обсуждение закрыто.